Краткосрочное планирование урока по предмету история Казахстана в 5 классе
Тема: Исторические источники.
Ссылки: Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования РК (приказ МОН РК № 1080 от 23.08.2012 г.); Инструктивно – методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013 – 2014 учебном году» (протокол № 3 от 24 мая 2013 г.); Учебные программы по предметам образовательной области «Человек и общество» для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. – Астана: Национальная академия образования имени Ыбрая Алтынсарина, 2013. – 75 стр. (приказ МОН РК № 115 от 03.04.2013 г.); Рассказы по истории Казахстана. Учебник для 5 класса 11 – летней общеобразовательной школы / Артыкбаев Ж.О. – Алматы: Атамура, 2010. – 208 стр.
Ключевые идеи: создание коллаборативной среды позволит создать благоприятный эмоциональный климат в классе и подготовить учащихся к эффективному восприятию нового материала, диалоговое взаимообучение учеников позволит установить межличностный контакт, определить уровень знания и понимания каждого учащегося, развить навыки взаимодействия и взаимооценивания, диалогическое общение учеников с учителем позволит позиционировать себя ученику как «акционера в своем образовательном сообществе», индивидуальная работа позволит повысить уровень саморегулирования и развить навыки самооценивания, активизация критического мышления учащихся позволит развивать навыки исследовательской деятельности, опираясь на собственный и косвенный опыт, групповое взаимообучение позволит развить навыки эффективного общения и решения проблем, публичные выступления и консультирования позволит развивать лидерские качества в обучении, рефлексия позволит повысить уровень самомотивации и самооценивания.
Подход в преподавании и обучении: использование элементов семи модулей: новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения; использование ИКТ в преподавании и обучении; обучение талантливых и одаренных учеников; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении.
Цель урока: Как исторические источники влияют на формирование исторических знаний?
Задачи урока:
Знать виды исторических источников.
Уметь распределять полученную информацию по историческим источникам.
Применять методы критики исторических источников.
Анализировать полученную из исторических источников информацию и определять ее важность.
Синтезировать исторические источники для формирования представления об определенном событии.
Оценивать значение исторических источников для изучения предмета.
Конкретный результат обучения: к концу урока ученики будут знать виды исторических источников, уметь распределять полученную информацию по историческим источникам, применять методы критики исторических источников, анализировать полученную из исторических источников информацию и определять ее важность, синтезировать исторические источники для формирования представления об определенном событии, оценивать значение исторических источников для изучения предмета, уметь эффективно работать в парах и группах, следовать установленному регламенту, отвечать и задавать вопросы высокого порядка, объективно самооценивать и взаимооценивать, выполнять функции спикеров и консультантов.
Результаты обучения для учеников:
А: к концу урока ученики будут знать виды исторических источников, уметь распределять полученную информацию по историческим источникам, применять методы критики исторических источников, анализировать полученную из исторических источников информацию и определять ее важность, синтезировать исторические источники для формирования представления об определенном событии, оценивать значение исторических источников для изучения предмета, уметь эффективно работать в парах и группах, следовать установленному регламенту, отвечать и задавать вопросы высокого порядка, объективно самооценивать и взаимооценивать, выполнять функции спикеров и консультантов.
В: к концу урока ученики будут знать виды исторических источников, уметь распределять полученную информацию по историческим источникам, применять методы критики исторических источников, анализировать полученную из исторических источников информацию и определять ее важность, синтезировать исторические источники для формирования представления об определенном событии, уметь эффективно работать в парах и группах, следовать установленному регламенту, отвечать и задавать вопросы высокого порядка, объективно самооценивать и взаимооценивать, выполнять функции спикеров и консультантов.
С: к концу урока ученики будут знать виды исторических источников, уметь распределять полученную информацию по историческим источникам, применять методы критики исторических источников, анализировать полученную из исторических источников информацию и определять ее важность, уметь эффективно работать в парах и группах, следовать установленному регламенту, отвечать и задавать вопросы высокого порядка, объективно самооценивать и взаимооценивать, выполнять функции спикеров и консультантов.
№
|
Стадии (этапы) урока.
Время.
|
Деятельность учителя:
Что я буду делать?
|
Деятельность учеников:
Что будут делать ученики?
|
Оценивание.
|
Ресурсы.
|
1
|
Вызов (введение) (10 минут).
|
Организационный момент (5 минут).
|
1. Приветствие учителем учеников (1 минута).
2. Эмоциональный настрой по стратегии «Чудесный день». Ученики, должны высказать одним словом, пожелание каким они хотят видеть сегодняшний день (2 минуты).
3. Деление класса на 5 групп по средствам составления биографий (1 стол – Геродот, 2 стол – Сыма Цянь, 3 стол – Рашид ад - дин, 4 стол – Мухаммад Хайдар Дулати, 5 стол – Кадыргали Жалаири), по окончанию формирования групп, каждая группа выбирает спикера (2 минуты).
|
1. Приветствие учеников учителя (1 минута).
2. Эмоциональный настрой по стратегии «Чудесный день». Ученики, высказывают пожелание одним словом, каким они хотят видеть сегодняшний день (2 минуты).
3. Ученики берут фрагменты биографий и формируют 5 групп (1 стол – Геродот, 2 стол – Сыма Цянь, 3 стол – Рашид ад - дин, 4 стол – Мухаммад Хайдар Дулати, 5 стол – Кадыргали Жалаири) по окончанию формирования групп, каждая группа выбирает спикера (2 минуты).
|
|
5 комплектов карточек с характеристиками исторических личностей для составления биографий. 5 табличек на столы с надписями: 1. Геродот; 2. Сыма Цянь; 3. Рашид ад – дин; 4. Мухаммад Хайдар Дулати; 5. Кадыргали Жалаири.
|
Проверка домашнего задания (4 минуты).
|
Организация проверки домашнего задания, по средствам самостоятельной работы с разноуровневыми тестами.
1. Впервые слово «история» было использовано древними (один правильный ответ)
А) Китайцами;
В) Египтянами;
С) Греками;
D) Шумерами;
Е) Ассирийцами.
2. Укажите «отцов истории» на Западе и Востоке (два правильных ответа)
А) Кадыргали Жалаири;
В) Геродот;
С) Юсуф Баласагуни;
D) Рашид ад – дин;
Е) Сыма Цянь.
3. Разместите в правильной хронологической последовательности работы
А) «История»;
В) «Исторические записки»;
С) «Жами ат - таурих»;
D) «Жаханнама»;
Е) «Шежире жинагы».
4. Исключите лишнее (один правильный ответ)
А) Новейшая история Казахстана;
В) Старейшая история Казахстана;
С) История древнего Казахстана;
D) История Казахстана нового времени;
Е) История Казахстана средних веков.
5. Соотнесите римское и арабское написание веков
1) Iв.;
2) IVв.;
3) VIIIв.;
4) XIIв.;
5) XVIв.
А) 1в.;
В) 4в.;
С) 8в.;
D) 12в.;
Е) 16в.
|
Работая самостоятельно, ученики отвечают на разноуровневые тесты (опора на учащихся категории В, С). После окончания работы происходит самопроверка и взаимопроверка, в конце данной работы учитель выводит правильные ответы на интерактивную доску, и ученики проверяют по образцу свои работы.
|
Самооценка, взаимооценка, сравнение по образцу, оценка учителя. Максимальная оценка 1 балл (по 5 балльной шкале, каждый правильный ответ оценивается в 0,2 балла).
|
Карточки для самостоятельной работы.
Листы оценивания.
Интерактивная доска.
Образец для проверки самостоятельной работы.
|
Целеполагание новой темы (1 минуты).
|
Формулирование цели урока, по средствам диалогического общения учителя с учениками.
|
По средствам диалогического общения учеников с учителем формулируется цель урока.
|
|
|
2
|
Осмысление (основная часть, презентация) (30 минут).
|
Презентация новой темы учителем (10 минут).
|
Учитель информирует учеников по основным вопросам новой темы при помощи презентации.
|
Ученики воспринимают информацию учителя и фиксируют необходимые данные в тетрадь.
|
|
Презентация.
|
Групповая работа по освоению новой темы (Снежный ком) (10 минут).
|
Группы получают темы, и наборы понятий в соответствии с темой каждая группа выбирает свои понятия и наклеивает их на флипчарт (1 группа – устные источники, 2 группа – письменные источники, 3 группа – вещественные источники, 4 группа – этнографические источники, 5 группа – изобразительные источники).
|
Ученики, обсуждая в группах поставленные задачи на флипчарты наклеивают понятия в соответствии с темой. После окончанию групповой работы спикеры от групп защищают презентации. Каждая группа пишет свои замечания по защите презентаций на стикеры.
|
Взаимооценка: группа 1 оценивает группу 2, группа 2 оценивает группу 3, группа 3 оценивает группу 4, группа 4 оценивает группу 5, группа 5 оценивает группу 1, максимальный балл 2, из полученных баллов спикер выставляет оценки членам группы в зависимости от вклада каждого в групповую работу.
Максимальная оценка 2 балла (по 5 балльной шкале).
|
Листы оценивания, флипчарты, маркеры, стикеры.
|
Релаксация под музыку Людвига ван Бетховена «Лунная соната» (2 минуты).
|
Самостоятельная работа с проблемными вопросами (8 минут).
|
Учитель предлагает ученикам задания, подразделенные на категории А, В, С. Вопросы:
Категория А:
Оцените значение археологических источников для изучения истории.
Категория В:
Объясните значение этнографических источников для изучения культуры.
Категория С:
Какие сведения дают антропологические источники.
После окончания работы учитель с учениками обсуждает ответы.
|
Ученики выбирают задания подразделенные на категории А, В, С, по желанию, самостоятельно отвечают на полученное задание. После окончания работы учитель с учениками обсуждает ответы. Модельные ответы:
Категория А: Археологические источники дают информацию о самом древнем периоде истории человечества и сопровождают изучение истории до современности.
Категория В: Этнографические источники основанные на изучении предметов быта, преданий и верований формируют представление о культуре изучаемого периода.
Категория С: Из антропологических источников мы узнаем как выглядел человек определенного периода и с чем это было связано.
|
Оценка учителя. Максимальная оценка 2 балла (по 5 балльной шкале).
|
Листы оценивания, учебник, карточки с проблемными заданиями.
|
3
|
Рефлексия (заключение) (5 минут).
|
Общая рефлексия (2 минуты).
|
Рефлексия проходит по стратегии «знал – узнал – хочу знать». Ученики индивидуально записывают на стикеры свои мнения. Учитель по своему усмотрению от каждой группы выбирает ученика, который рефлексирует за группу.
|
Ученики индивидуально записывают на стикеры свои мнения. Выбранные ученики рефлексирует за свою группу.
|
|
Стикеры.
|
Организация домашнего задания (1 минута).
|
Учитель выводит на интерактивную доску домашние задание: проработать по средствам стратегии «инсерт» раздаточные ресурсы по теме и § 2 учебника; написать эссе по теме «Значение письменных источников для изучения истории»; выучить конспект ученика.
|
Ученики записывают домашнее задание в дневник и задают уточняющие вопросы учителю.
|
|
Интерактивная доска.
|
Подведение итогов (2 минуты).
|
Учитель собирает оценочные листы и объявляет оценки за урок.
|
Ученики выставляют оценки.
|
Подведение итогов оценивания, максимальная оценка 5 баллов.
|
Листы оценивания.
|
|