Интерактивные методы преподавания на уроках информатики и техника творчества.
Воробьева М.Г., учитель информатики.
«Фантазия важнее знания», - говорил великий А. Эйнштейн. Только человека отличает от других существ способность к воображению и фантазии. ГОСО-2013 по информатике предоставляет возможность обучающимся классов профильного обучения научиться работать с программами, которые позволяют не только фантазировать, но и воплощать свои фантазии в жизнь. К таким программам относятся: интегрированная среда Macromedia Flash MX (10 класс, общественно-гуманитарное направление) и интегрированная среда разработки программного обеспечения Lazarus (10 класс, естественно-математическое направление).
Мультипликационные фильмы. Кто в детстве не мечтал создать свой мультфильм? Самое простое формирование анимации - это покадровое изменение рисунка. Macromedia Flash MX предоставляет обучающимся эту возможность. При создании анимационного фильма перед учениками ставится проблема - составить сценарий анимации и создать движущийся объект или анимацию-трансформацию (объекты могут изменять свое положение, размер, цвет, форму, исчезать или появляться и т. д.). Одна важная особенность Flash-технологии, созданные на ее основе изображения могут быть не только анимированы, но еще и дополнены звуковым сопровождением.
В курсе информатики наиболее сложным по праву считается раздел «Программирование». Часто учитель сталкивается с полным непониманием излагаемого им материала. В ходе знакомства с программой Lazarus учащиеся приобретают теоретические и практические навыки по разработке алгоритмов и осваивают технологию современного объектно-ориентированного программирования. Одна из целей обучения работе в среде Lazarus заключается в предоставлении школьникам возможности личностного самовыражения в программных продуктах, созданных в этой среде по близким учащимся темам. Такой подход гарантирует дальнюю мотивацию и высокую результативность обучения.
В профильных классах индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию приложений. Защита проектов происходит на научно-практической конференции в рамках недели информатики и математики в школе перед своими товарищами («Интерактивный атлас стран СНГ», «Монгольское нашествие», «Мультфильм»). Проекты могут быть межпредметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования. При этом оценивается все: и содержание проекта, и его актуальность, и выводы, и находки, и техническое исполнение, и сама защита (умение представить свою работу, ответить на вопросы товарищей, умение отстаивать свою точку зрения). Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов.
Еще один важный психологический аспект в работе со старшеклассниками - это доброжелательность и отсутствие соревнования. Лично я предпочитаю духу конкуренции дух сотрудничества, в которую каждый вносит посильный вклад. Если в коллективе учеников складывается доброжелательная атмосфера и нет необходимости конкурировать друг с другом, то в таком коллективе обязательно начинаются процессы обмена добываемыми знаниями. Кроме того, я включаю сюда также технологии обмена этими знаниями, например:
- метод «Каждый учит каждого» (известен по названию «Берешь одно – даешь другое»). Формируемые навыки: совместной работы; управления информацией. Сущность метода: ученики отбирают необходимый материал и передают его своим ровесникам. Он согласован с методом «Кластеры», предназначенным, также, для передачи информации. Ученики свободно передвигаются и делятся своими утверждениями с другими учениками. Цель их передвижения - разъяснение полученной информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно
- метод «Пазл», который помогает организовать работу в группе. Формируемые навыки: мышления, принятие решений, совместной работы. Сущность метода: используется в качестве командного задания, как средство сбора информации, введения к определенной теме. Метод активизирует интерес и мотивирует учеников в решении задач.
Опыт использования данных методов дает возможность сделать вывод о том, что они ориентированы не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Чтобы творить, следует еще научить владеть техникой творчества и создавать законченную вещь, то есть произведение. А каким будет урок, зависит от отношения учителя к работе и к детям.
|